top of page

Кровь и пот Абдижамила Нурпеисова. Памяти великого писателя

Он жил, обнимая любимое море, всю родную землю и каждого из людей, живущих на ней. Как написать об этом человеке, чтобы выразить и ему свою любовь? Как написать о нем так, чтобы те, кто не знал его книг, захотели их прочитать, а те, кто знал его лично, еще теплее вспомнили о нем. Тем более когда речь идет о писателе Абдижамиле Нурпеисове, живой голос которого мы больше не услышим.

Живой и настоящий

Наверное, не просто так каким-то определенно исключительным людям судьба и небо даруют долгую жизнь c абсолютной бодростью тела, духа и ясностью рассудка. И, скорее всего, так происходит, чтобы они смогли максимально отогреть своим теплом каждого, кому повезло к ним притянуться, и, вероятнее всего, для того, чтобы они как можно дольше имели возможность излучать свет своей любви в этот хрупкий и тревожный мир. На днях такой свет ушел вместе с Абдижамилом Нурпеисовым, автором всемирно известного романа «Кровь и пот», других литературных произведений и переводов, человека, огромное сердце которого умело обнять весь родной ему Казахстан. По духу он был близок многим в разных уголках не только своей родины, но и всего мира. Ценил его, дружил с ним, сотрудничал и редактор нашего издания Сергей Апарин, который часто рассказывал о каких-то веселых историях, связанных с Абдижамилом Каримовичем. Он и сегодня удивляется, как такой человек в возрасте почти ста лет оставался энергичным, удивляющим, по-хорошему забавным и задорным: — После сложного перелома он ходил с тросточкой, но упорно не сдавался возрасту, приходил в редакцию «МК», поднимаясь на пятый этаж через большие лестничные пролеты, сбивающие ритм дыхания даже у молодых. Здесь мы часто обсуждали газетные и литературные вопросы, беседовали о том, почему казахстанские писатели интересны в России, во Франции, в других странах, но не интересны нашему государству. При этом казахстанская литература действительно уникальна, самобытна, и, если наши корифеи еще как-то обласканы властью и нам известны, то мы совершенно не знаем современных писателей. Сам Абдижамил Каримович во всем был подобен ртути, не позволяя себя «упаковать» как великого автора в золотую обертку, зафиксировать на постаменте. Он, как этот химический элемент, постоянно всюду просачивался, всегда оставался в потоке каких-то дел, планов, приходил к нам, чтобы обсудить и переделать, переосмыслить свои старые труды, и мы совместно этим занимались. Несмотря на то, что он плохо слышал и его слуховой аппарат иногда разряжался, он старался не останавливать разговор на полуслове, и тогда я набирал ему вопросы или тексты на телефон, а его орлиный глаз считывал все с него боковым зрением. Был он и потрясающим рассказчиком с невероятно точной и цепкой памятью на имена, даты, события. Сохранив в себе юношеский и фронтовой задор, не сдался он и коронавирусу, и нас всех держал в курсе, задавая трепку медикам, добиваясь лучшего отношения к пациентам. Ему даже удалось сплотить в клинике команду из таких же заболевших активистов. Совсем не так давно, общаясь с ним, мы выпили две бутылки вина, и после этого этот человек с тросточкой пошел меня провожать зимой по скользкому льду с плохо сросшейся ногой. Не терпел никакого бережного к себе отношения. Считал это покушением на его мужское ощущение в этом мире как здорового и молодого человека. И дело здесь не в вежливости, а в том, что ему было абсолютно наплевать, что перед ним юноша бледный, а он — классик литературы, ему важно было оставаться абсолютно полноценным. Он отказывался верить в свой возраст. Когда об этом человеке рассказывают почти со слезами на глазах, еще сложнее донести информацию о большой по смыслу своего духовного наполнения личности, к тому же величайшем писателе, чьи книги переведены почти на 50 языков мира. О биографии Абдижамила Нурпеисова напишут сегодня многие СМИ, мы лишь напомним основные факты.


Нурпеисов Абдижамил Каримович — известный казахский писатель и переводчик, лауреат Государственной премии СССР, участник Великой Отечественной войны. Родился в семье рыбака 22 октября 1924 года в Аральском районе Кзыл-Ординской области. В 1942 году окончил среднюю школу и сразу же, 18-летним юношей, был призван в ряды Красной армии. Начав службу в резервном пехотном полку под Сталинградом, после окончания краткосрочных курсов политработников с весны 1944 года принимал участие в боях по освобождению Прибалтики. После войны приступил к работе над первым своим крупным произведением, описывая операцию по окружению вражеских войск в Курляндии, в которой сам принимал участие. Вторым его крупным произведением стала историко-революционная трилогия «Кровь и пот», посвященная жизни аральских рыбаков. Кровью и потом они выживают на берегу гибнущего моря. Впервые роман опубликовали в журнале «Роман-газета». Затем трилогия, выпущенная издательством «Художественная литература», молниеносно получившая широкое признание во всем СССР и за рубежом, была переведена более чем на 35 языков мира. Книга вышла общим 10-миллионным тиражом. По роману «Кровь и пот» снят художественный фильм, поставлены пьесы. На помощь в создании этого материала пришел Мурат Ауэзов, посоветовавший поговорить о писателе с Калдыгул Жаныбаевой, продюсером, издателем, всесторонне знающем творчество Абдижамила Нурпеисова. И мы поговорили.

— К 95-летию Абе присвоили звание героя казахского народа, и это не просто награда, а реальность, потому что Абдижамил Нурпеисов — это человек, который отдал всю свою кровь и весь свой пот казахской литературе, — говорит Калдыгул Жаныбаева. — Он ушел от нас в возрасте 98 лет, и вроде бы человек максимально прожил свой век, но я несколько дней плакала, потому что это такая утрата, которую, боюсь, казахская литература долго не восполнит. Он всю жизнь посвятил одной теме, всю жизнь писал один роман, и хотя все его книги имеют разные названия, все они являются продолжением одной его боли за судьбу Арала, родной земли, экологии природы и души человеческой. Это все, чем он жил до конца своих дней. По масштабам литературной личности и характеру своих произведений Абдижамил Нурпеисов продолжил путь Мухтара Ауэзова. Мухтар Ауэзов через образ Абая передал картину уходящего, конно-кочевого образа жизни казахов, а Нурпеисов оставил нам литературное описание ХХ века. И, казалось бы, этот век вот только был, но при этом уже ушел: и этот быт ушел, и эти люди ушли, характеры, даже профессии ушли, и даже море ушло... А с этим морем и душа ушла.

Теги:

Comments


Recent Posts
bottom of page