160 лет со дня рождения Владимира Немировича-Данченко
В. И. Немирович-Данченко русский советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик, театральный деятель. Один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).
Родился творческий деятель 23 декабря 1858 году в Грузии, в городе Озургети. Отец будущего режиссера был помещиком черниговской губернии, имел чин подполковника и проходил службу на Кавказе. Детство Владимира прошло в городе Тифлис, нынешнем ТбилисиБудучи в четвертом классе Владимир написал две пьесы, после чего начал заниматься в различных кружках театрального направления. Обучаясь в гимназии города Тифлис, Владимир Немирович-Данченко имел отличные отметки и занимался дополнительно репетиторством.
В 1876 году Владимир окончил гимназию, получил серебряную медаль и отправился в Москву, где стал студентом физико-математического факультета Московского университета. Немногим позже будущий режиссер перешел на юридический факультет.
1877 год в судьбе драматурга отмечен первыми попытками выступления на театральной любительской сцене. 1879 году будущий драматург покинул стены университета и начал трудовую деятельность в качестве литературного критика в изданиях "Русская газета", "Русский курьер", делал попытки в беллетристике и драматургии. Первая пьеса, написанная во взрослом состоянии, носит название "Шиповник". Написал ее Владимир Иванович в 1881 году. Постановка была осуществлена на сцене Малого театра. В этот же период Немирович-Данченко делает первые пробы в роли писателя.
Его первый рассказ, который был опубликован, носил название "На почтовой станции". Немирович-Данченко является автором большого количества повестей, рассказов и романов. Наибольшую известность среди романов и повестей имеют "На литературных хлебах", 1891 год выхода в свет и "Губернаторская ревизия", 1895 год появления. Среди пьес наиболее известными являются "Последняя воля", "Новое дело", "Золото", "Цена жизни", "В мечтах".
Драмы, написанные рукой Немировича-Данченко, ставились на сценах Александрийского и Малого театров. В постановках спектаклей принимали участие Ермолова, Садовская, Савина, Ленский и большое количество других актеров того времени.
В 1896 году В.И. Немирович-Данченко присвоена была Грибоедовская премия, от которой драматург отказался. Эта премия ему была присуждена за пьесу "Цена жизни". Отказался драматург от присужденной премии в пользу Антона Чехова, считая его пьесу "Чайка" более достойной.
Принимая участие в постановках собственных пьес на сцене Малого театра, Немирович-Данченко понял то, что сценическое искусство требует серьезных творческих преобразований.
Первоначальное направление к этим преобразованиям драматург видел в преподавательской деятельности, и в подготовке молодого поколения актеров, которые были бы свободны от существующих сценических штампов, и способных чутко реагировать на запросы предъявляемые жизнью и новыми веяниями в драматургии. С 1891 по 1901 года драматург занимался преподаванием на драматическом отделении Муздрамучилища Московского филармонического общества. У него учениками являлись И. Москвин, О. Книппер и В. Мейерхольд.
Заинтересовавшись творческой работой К. Станиславского в роли режиссера в обществе, которым он руководил, Немирович-Данченко предложил ему объединить усилия с целью реформирования русского театрального искусства. Результатом объединения усилий стало появление в 1898 году Художественного театра, который в 1919 году переименован во МХАТ. Труппу театра составили участники Общества искусства под руководством Станиславского, а также ученики Немировича-Данченко из Филармонического училища.
Одной из задач Художественного театра драматург считал постановку пьес новой драматургии таких драматургов как А. П. Чехов, Г. Ибсен, Г. Гаутман, М. Метерлинк, а позже начали ставиться в театре пьесы М. Горького и Л. Андреева.
В период реакционной политики, которая наступила в 1905-1907 годах, после того как была подавлена революция, начался идейный упадок театра. В этот период драматург особое внимание уделил работе над классическим репертуаром российских драматургов. Под руководством драматурга были поставлены такие пьесы как "Горе от ума" и "Ревизор". Обе эти постановки поставлены на сцене театра совместно со Станиславским. Помимо этих пьес были поставлены пьесы "Борис Годунов", "На всякого мудреца довольно простоты", "Живой труп", "Нахлебник", "Смерть Пазухина", "Каменный гость".
Помимо русского классического репертуара драматурга заинтересовало направление экспрессионизма. Немирович-Данченко делал попытки при поиске русской трагедии инсценировать "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского. Впервые в результате таких экспериментов в драматургии появился двухвечеровый спектакль, который состоял из глав имевших различную длительность, а помимо этого нововведения в постановке появилась фигура чтеца. 1913 год ознаменован постановкой "Бесов" Достоевского. Инсценировка этого произведения получила название "Николай Ставрогин".
1919 год в судьбе В. И. Немировича-Данченко отмечен организацией музыкальной студии, впоследствии студия реорганизована в Музыкальный театр, которому присвоено имя драматурга. Осенью студия созданная драматургом впервые отправилась в гастрольную поездку за границу. Гастрольная поездка началась с выступления студии в Берлине, после чего последовали гастроли по всей Европе и Америке. После этих гастролей драматургу последовало предложение остаться работать в Голливуде.
После гастролей часть группы отказалась возвращаться на родину, оставшись в США. После возвращения домой труппа театра лишилась помещения и с 1926 года труппа студии начала выступать в здании Дмитровского театра.
В 1930 году под руководством драматурга осуществлена реорганизация МХАТа. Под руководством драматурга осуществлено обновление труппы. Благодаря усилиям Немировича-Данченко осуществлено привлечение в труппу новых молодых актеров, а помимо этого драматург начал сотрудничество с другими представителями театрального творчества, которое было направлено на создание нового репертуара театра.
Главной задачей музтеатра драматург считал создание современной оперы. К достижениям Немировича-Данченко можно отнести постановки "Северного ветра" Льва Книппера и "Катерины Измайловой". Наиболее максимально замысел режиссера проявился в постановках "Тихого Дона" и "В буре".
Немирович-Данченко до ухода из жизни был во главе Московского Художественного театра, исполнял обязанности его директора.
Интересные факты в жизни Владимира Немирович-Данченко:
После поступления в Московский университет будущий драматург ради творческой деятельности покинул высшее учебное заведение. Немировичу-Данченко был предложен контракт с Голливудом, но драматург дал отказ на это предложение и сделал выбор в пользу работы в СССР.