"История одного экспоната". Патефон.
В нашем музее есть уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Это патефон. Он был подарен нашему музею, месте с коллекцией пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея. Изготовлен он был на Коломенском патефонном заводе. Год изготовления неизвестен. Но по внешним характеристикам, скорее всего - середина 20 века.
Из истории создания патефона.
В 1877 году выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизводства звука - фонограф. Фонографами пользовались наши деды вплоть до 30-х годов. А в 1888 году немец – Э. Берлинер изобрел чудо века – граммофон, и началась эпоха массовой культуры. Именно граммофон стал прародителем патефона.
Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году усовершенствовал граммофон. Сделав рупор (большая внешняя труба аппарата) граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук». Считается, что патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже не известно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры.
Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.
Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарным.
Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после 3-4 минут, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Есть и еще один нюанс – все патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные от края к центру, и на патефоне невозможно прослушать граммофонную пластинку, как и наоборот. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они были дешёвыми.
Патефоны в СССР выпускались многими заводами. Среди них – ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста», завод «Северный пресс» в Ленинграде и многие другие заводы.
Появление патефона стало важным и общественным событием в жизни советского народа. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот создавало особую теплую атмосферу дружеской компании.
Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».
https://www.facebook.com/Aksuskiimuzei/posts/937842719970665?__cft__[0]=AZXoESR-tj83P5ikBUTGZHz1Vv7I4QYBSJXMc2ZY1mkxPIenfPKO29si-BEsFBBIMB7PNYVnIdrjGwNSo2eTgL9N_GTTJ-M8Hr4M9rOYATyK94wIfu9UlpIIWrVyr8-IiPo&__tn__=%2CO%2CP-R